четверг, 31 мая 2012 г.

День Славянской письменности и культуры в Сергеевской начальной школе

30 мая в Сергеевской начальной школе настоятелем Воскресенско-Феодоровского монастыря игуменом Вонифатием был проведен урок, посвященный Дню Славянской письменности и культуры и памяти Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей и просветителей словенских.

Директор школы Татьяна Владимировна Чиркова собрала на этот урок всех учеников. Пришли даже несколько подготовишек из размещенного в одном здании со школой детского сада. В настоящее время в этой сельской школе обучаются детишки 2-4-х классов, а в следующем году ожидается значительное пополнение – 10 первоклашек!

Начав урок, отец игумен разъяснил детям понятие письменности, как формы выражения ума, языка (слова) и души человека, что и легло в основу наших отечественных письменных памятников. Языков много, и наш язык, - какой?- спрашивает батюшка. Русский, - отвечают дети. Наши предки – славяне, и у них язык был славянский, который лег в основу русского языка. Письменное наследие нации или народа выражает ее ум, культуру, благочестие. Когда были войны, и славянские народы были под игом, русские воины защищали и освобождали: болгар, сербов, чехов и словаков, освобождая их земли от турков, от фашистов. Во время войны, идя в атаку, солдаты возглашали клич: вперед за Родину, братья-славяне! У всех славян единое духовно-культурное наследие, и главным выражением его, в духовном аспекте, являются Божии храмы, монастыри, богослужение и, конечно, литература и книги!

Отец настоятель привел и продемонтсрировал детям наглядное, подготовленное на основе презентации, житие Святых братьев Мефодия и Кирилла. Акцент в жизнеописании святых был сделан на житие Константина, именно так до пострижения звали св. Кирилла, который с детства полюбил «Софию» - премудрость, и в поисках ее, - Божественных знаний, - отправился в Константинополь. Его усердие в учебе, любовь к знаниям и наукам, глубина постижения вещей всегда поражали Императора и придворных. Однажды царский логофет (министр или канцлер) попросил Константина дать определение философии. Тот ответил: «философия есть познание Божеских и человеческих дел, которое учит человека через добродетель, насколько возможно, приближаться к Богу, Сотворившему человека по Своему Образу и подобию». Детям интересно было узнать, что философия переводится как любовь к мудрости – любомудрие. Рассказчик поведал детям, что св. Кирилл был настолько от Бога наделен мудростью, что с легкостью и очень убедительно побеждал в спорах: еретика патриарха-иконоборца, сарацин-магометан, иудеев, язычников.

Ребята услышали интересную историю об обретении Святыми братьями в Крыму, со дна Черного моря святых мощей священномученика Климента Римского, которые чудно в сиянии благодатного света сами поднялись из морской пучины в лодку к братьям. Особенный акцент в рассказе отец Вонифатий сделал на просвещение славян, что стало возможным благодаря составлению славянской азбуки – глаголицы и кириллицы – и перевода на славянский язык Священного Писания и богослужебных книг. Что такое просвещение, - вопросил игумен, - когда лампочкой или фонариком вас освещают? Нет! – дружно ответили ребята и девчонки, Андрюша и Алеша Горячевы, Никита, Трофим, Настя, Софья, Юля и другие, - это когда кто научается правильной вере и правильным знаниям – христианским знаниям. Да, точно, молодцы! Святые братья Кирилл и Мефодий просветили славян, значит, привели их к истинному свету – христианскому учению, православной вере в Спасителя – Господа нашего Иисуса Христа. Это произошло благодаря дарованию им Евангелия и других книг на родном для них, славянском языке.

Ученикам были показаны образцы древней славянской азбуки, первоначальных текстов «Повести временных лет», Жития Бориса и Глеба в изложении преподобного Нестора Летописца. И, конечно же, дети и в руках подержали, и полистали, и почитали современные книги на церковнославянском языке: Псалтирь и Часослов, Евангелие и Апостол. Игумен открыл Псалтирь, - ну-ка, ребята, - читайте. Вокруг книги сгрудились Никита, Алеша, Андрей, Данила и Трофим: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе…», - дети совместно прочли первый стих псалма. Кто такой губитель? - спрашивает ребят отец игумен. Тот, кто губит, - отвечает Трофим Луконин, - убийца значит…. А вот у меня Толковая Псалтирь, - что значит толковая? Значит, - рассуждает вслух Алеша Горячев, - она имеет толк. Нет, - поправляет Данила, - она толкует!

В заключение урока, детям было рассказано об установлении празднования Дня славянской письменности и памяти святых Равноапостолов в 1863 году. Показаны фотографии известных памятников святым братьям в Москве, Киеве, Софии, Самаре, - что очень понравилось всем, особенно девочкам. И конечно же, отец настоятель напомнил ученикам, что святой Кирилл является небесным покровителем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Рассказав кратко биографию Святейшего Владыки, батюшка подчеркнул, что сам, будучи учеником, Патриарх много читал и много учился, избегая праздности и лености.

В заключение все участники урока были помазаны святым елеем с молитвой: Святые равноапостольные Кирилле и Мефодие, молите Бога о нас, и подайте рабам своим… мудрость, ум и разум!


Комментариев нет:

Отправить комментарий