понедельник, 14 июля 2014 г.

Доклад игумена Вонифатия на тему: «Церковный брак как святое таинство»

9 июля состоялась встреча игумена Воскресенско-Феодоровского монастыря игумена Вонифатия (Клименко) с молодыми мамами в Шуйской ЦРБ. Игумен Вонифатий выступил с докладом на тему «Церковный брак как святое таинство».

«Основной причиной нашей встречи и беседы является празднование государственного общенационального семейного праздника, связанного с именами благоверных князей Петра и Февронии (8 июля); а целью – пожелание каждому человеку: каждой девушке или женщине, каждому доброму юноше и мужчине узнать и воспринять ту духовную православную традицию, к которой принадлежали святые Петр и Феврония и которая явилась основой и фундаментом их семейного счастья, их неразлучности и, в итоге, их богоугодности – Святой Церковью они причислены к лику святых. Их чудотворные мощи почивают в Муроме, а их молитвы помогают нашим молодоженам и тем, кто уже давненько живет в браке, обрести истинную любовь друг к другу в Боге во святом Таинстве Венчания.

Мы говорим о браке как о Святом Таинстве. Что это означает? Что, собственно, такое Таинство?

Таинство – это священное действие, через которое тайным образом действует на человека (или на людей в общем) благодать Святого Духа, спасительная сила Божия.

Зачем нужна благодать? Может ли человек обойтись без нее? Вспомним историю Адама и Евы в Раю. Они согрешили, захотели стать святыми «богами» без Бога, без Отца нашего Небесного. Отступили от Него, отдалились – и Бог их прогнал в мир, где мы живем. Что мы видим в последующей жизни Адама и Евы, наших прародителей? Скорби, печали, болезни, зло: их один сын (Каин) убивает другого – своего брата Авеля. Этого ли хотели Адам и Ева, отдаляясь от Бога? – Конечно же, нет! Но! Все это произошло с ними, и происходит со всем родом человеческим как следствие утраты, потери святой благодати. И создание счастья «своими руками», формирование на земле чего-либо нового, цельного без благодати Божией в принципе невозможно. Тем более это можно отнести к браку как супружескому союзу между мужем и женой.

Как новая в основе своей форма бытия, союз мужа и жены требует освящающей силы Божией для своего крепкого, желательно до конца дней, соединения. Как говорят: на веки!

Друга сторона – таинственность, сакраментальность брака. Это означает, что Сам Бог присутствует, благословляя супружество, Он Сам здесь действует. И если муж и жена продолжают вести себя хорошо в браке, в своей совместной жизни, то Бог всегда будет с ними, благословляя их, сохраняя их и благодетельствуя им. Но для этого нужно соблюсти Божий Закон. Какой? Тот, что изложен в Священном Писании, в Библии, через которую нам, людям, открывается воля Божия – что хочет от нас Бог, чтобы мы же были счастливы?

Господь сказал при сотворении Адама: «Нехорошо быть человеку одному: сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18). И тогда «создал Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. И сказал человек: вот кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего… и будут два одна плоть»(Быт. 2, 22-24). Поступив так, Господь благословил их, сочетав в единый брачный союз. «Плодитесь и размножайтесь, – сказал Он им, — и наполняйте землю» (Быт. 1, 28). Благословенное соединение мужа и жены в одном существе и единстве жизни составило тайну брака. «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2, 24), — так определил Господь Иисус суть этой тайны.

Отсюда, как мы видим из древней истории человечества, вытекает богоучрежденность, святость и таинственность союза брака. Следствием этого является его нерасторжимость: Господь Иисус Христос учил о нерушимости брака: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6), исключая случаи прелюбодеяния – супружеской измены. Сам Господь запрещает разводы, исключая особые, оговоренные случаи, которые, к сожалению, случаются в жизни из-за наших грехов. Но твердо можно сказать, что Бог не хочет разводов, Он против них.

Не без особенной цели Господь дал такое высокое достоинство брачному союзу. Установленное Самим Богом, освященное и утвержденное Церковью в Таинстве венчания, супружество есть основание всей жизни человека – спокойствия, душевного равновесия и счастья его на земле и вечного блаженства на небе.

Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковью обещанием женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей (св. митр. Филарет).

Таким образом, для совершения Таинства брака необходимы два фактора: воля самих брачующихся лиц, которая дает реальное бытие браку, и воля Церкви, которая своим благословением утверждает брак и сообщает ему живую и действенную благодать Божию. Без Божиего благословения не может быть полного благодатного супружеского союза – брака. В то же время воля брачующихся не является тут автономной, так как печать святого Крещения – та же самая святая благодать, которой мы все запечатлены в Крещении – содействует выбору жениха и невесты.

Само Таинства брака с древнейших времен совершается в Церкви: в святом храме и в общине верующих в Бога людей, возглавляемых епископом и священниками. И Церковь всегда усматривала в браке не только основание семьи и ячейку общества, но и образ союза Христа и Церкви. Христиане с их более глубоким и духовным представлением о браке считали, что вступление в брак должно быть не по страсти, а с мыслью о Боге, о Его нравственном законе и во славу Его! Поэтому, вступая в брак по гражданским законам, они предварительно испрашивали на него благословение своего епископа. И о намерении вступить в брак объявлялось всей церкви до заключения гражданского договора. Свт. Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу пишет: «А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти». Браки, о которых не объявлялось в церковной общине, приравнивались к блуду. Тертуллиан писал, что истинный брак совершался пред лицом Церкви, освящался молитвой и скреплялся Евхаристией.

Каждое церковное таинство – это не просто чин или молитва о чем-то. Таинство – это такая встреча с Богом, когда Господь Своей благодатью, Своим действованием реально приходит в нашу жизнь. Союз двух людей, намеревающихся совместно строить свою жизнь, друг друга любить, друг другу помогать, сохранять верность, снисходить, в Венчании обретает, находит и принимает Божественную благодать.

Св. Патриарх Алексий говорил о значимости совершения Венчания над брачующимися: «У Престола Божия молодые люди обещают всю жизнь быть рядом, в беде или болезни нести тяготы друг друга. Как важно в трудные периоды совместной жизни помнить об этих торжественных, счастливых и ответственных минутах соединения с другим человеком и не уставать прощать мелкие обиды, терпеть несовершенство другого, как мы терпим свое несовершенство, и в продолжение жизни открывать и любить в нем образ Божий. Ведь истинная любовь, по слову апостола Павла, долготерпит, милосердствует… не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, а сорадуется истине; все покрывает… всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4-7)».

И конечно, брак как Таинство может состояться только в том случае, если он с самого начала – и даже еще до начала – будет соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к браку Православная Церковь. Эта каноничность брака в свою очередь является его твердыней, скрепляющей его силой, без которой браки, как это показывает жизнь, распадаются или терпят внутренний крах: нередки охлаждение, ссоры, потеря мира между супругами и т.д. Может быть и так, что с внешней точки зрения брак сохраняет свою внешнюю форму, но в духовном смысле он уже перестал существовать. Такое может быть даже при видимом согласии между супругами: только согласии на что? – общем согласии на беззаконие, грех, бесстыдство и порок.

Венчание совершается над теми христианами, которые соглашаются жить по христианским правилам в браке:

- вести церковный образ жизни: соблюдать воскресные дни, праздничные и посты. В эти дни не иметь супружеского общения;

- рожать и воспитывать детей;

- не делать абортов;


- в любви и близости соблюдать пределы благоприличия, не устраивать из брака оргию вседозволенности, — одним словом, строить семью как малую Церковь, по слову святого Иоанна Златоуста».

Комментариев нет:

Отправить комментарий