9 июля состоялась встреча игумена Воскресенско-Феодоровского монастыря
игумена Вонифатия (Клименко) с молодыми мамами в Шуйской ЦРБ. Игумен Вонифатий
выступил с докладом на тему «Церковный брак как святое таинство».
«Основной причиной нашей встречи и беседы является празднование
государственного общенационального семейного праздника, связанного с именами
благоверных князей Петра и Февронии (8 июля); а целью – пожелание каждому
человеку: каждой девушке или женщине, каждому доброму юноше и мужчине узнать и
воспринять ту духовную православную традицию, к которой принадлежали святые
Петр и Феврония и которая явилась основой и фундаментом их семейного счастья,
их неразлучности и, в итоге, их богоугодности – Святой Церковью они причислены
к лику святых. Их чудотворные мощи почивают в Муроме, а их молитвы помогают
нашим молодоженам и тем, кто уже давненько живет в браке, обрести истинную
любовь друг к другу в Боге во святом Таинстве Венчания.
Мы говорим о браке как о Святом Таинстве. Что это означает? Что,
собственно, такое Таинство?
Таинство – это священное действие, через которое тайным образом
действует на человека (или на людей в общем) благодать Святого Духа,
спасительная сила Божия.
Зачем нужна благодать? Может ли человек обойтись без нее? Вспомним
историю Адама и Евы в Раю. Они согрешили, захотели стать святыми «богами» без
Бога, без Отца нашего Небесного. Отступили от Него, отдалились – и Бог их
прогнал в мир, где мы живем. Что мы видим в последующей жизни Адама и Евы,
наших прародителей? Скорби, печали, болезни, зло: их один сын (Каин) убивает
другого – своего брата Авеля. Этого ли хотели Адам и Ева, отдаляясь от Бога? –
Конечно же, нет! Но! Все это произошло с ними, и происходит со всем родом
человеческим как следствие утраты, потери святой благодати. И создание счастья
«своими руками», формирование на земле чего-либо нового, цельного без благодати
Божией в принципе невозможно. Тем более это можно отнести к браку как
супружескому союзу между мужем и женой.
Как новая в основе своей форма бытия, союз мужа и жены требует
освящающей силы Божией для своего крепкого, желательно до конца дней,
соединения. Как говорят: на веки!
Друга сторона – таинственность, сакраментальность брака. Это означает,
что Сам Бог присутствует, благословляя супружество, Он Сам здесь действует. И
если муж и жена продолжают вести себя хорошо в браке, в своей совместной жизни,
то Бог всегда будет с ними, благословляя их, сохраняя их и благодетельствуя им.
Но для этого нужно соблюсти Божий Закон. Какой? Тот, что изложен в Священном
Писании, в Библии, через которую нам, людям, открывается воля Божия – что хочет
от нас Бог, чтобы мы же были счастливы?
Господь сказал при сотворении Адама: «Нехорошо быть человеку одному:
сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18). И тогда «создал Бог
из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. И сказал человек:
вот кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо
взята от мужа своего… и будут два одна плоть»(Быт. 2, 22-24). Поступив так,
Господь благословил их, сочетав в единый брачный союз. «Плодитесь и
размножайтесь, – сказал Он им, — и наполняйте землю» (Быт. 1, 28).
Благословенное соединение мужа и жены в одном существе и единстве жизни
составило тайну брака. «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к
жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2, 24), — так определил Господь Иисус
суть этой тайны.
Отсюда, как мы видим из древней истории человечества, вытекает
богоучрежденность, святость и таинственность союза брака. Следствием этого
является его нерасторжимость: Господь Иисус Христос учил о нерушимости брака:
«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6), исключая случаи
прелюбодеяния – супружеской измены. Сам Господь запрещает разводы, исключая
особые, оговоренные случаи, которые, к сожалению, случаются в жизни из-за наших
грехов. Но твердо можно сказать, что Бог не хочет разводов, Он против них.
Не без особенной цели Господь дал такое высокое достоинство брачному
союзу. Установленное Самим Богом, освященное и утвержденное Церковью в Таинстве
венчания, супружество есть основание всей жизни человека – спокойствия,
душевного равновесия и счастья его на земле и вечного блаженства на небе.
Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковью
обещанием женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется
их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается
им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому
воспитанию детей (св. митр. Филарет).
Таким образом, для совершения Таинства брака необходимы два фактора:
воля самих брачующихся лиц, которая дает реальное бытие браку, и воля Церкви,
которая своим благословением утверждает брак и сообщает ему живую и действенную
благодать Божию. Без Божиего благословения не может быть полного благодатного
супружеского союза – брака. В то же время воля брачующихся не является тут
автономной, так как печать святого Крещения – та же самая святая благодать,
которой мы все запечатлены в Крещении – содействует выбору жениха и невесты.
Само Таинства брака с древнейших времен совершается в Церкви: в святом
храме и в общине верующих в Бога людей, возглавляемых епископом и священниками.
И Церковь всегда усматривала в браке не только основание семьи и ячейку
общества, но и образ союза Христа и Церкви. Христиане с их более глубоким и
духовным представлением о браке считали, что вступление в брак должно быть не
по страсти, а с мыслью о Боге, о Его нравственном законе и во славу Его!
Поэтому, вступая в брак по гражданским законам, они предварительно испрашивали
на него благословение своего епископа. И о намерении вступить в брак объявлялось
всей церкви до заключения гражданского договора. Свт. Игнатий Богоносец в
Послании к Поликарпу пишет: «А те, которые женятся и выходят замуж, должны
вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти».
Браки, о которых не объявлялось в церковной общине, приравнивались к блуду.
Тертуллиан писал, что истинный брак совершался пред лицом Церкви, освящался
молитвой и скреплялся Евхаристией.
Каждое церковное таинство – это не просто чин или молитва о чем-то.
Таинство – это такая встреча с Богом, когда Господь Своей благодатью, Своим
действованием реально приходит в нашу жизнь. Союз двух людей, намеревающихся
совместно строить свою жизнь, друг друга любить, друг другу помогать, сохранять
верность, снисходить, в Венчании обретает, находит и принимает Божественную
благодать.
Св. Патриарх Алексий говорил о значимости совершения Венчания над
брачующимися: «У Престола Божия молодые люди обещают всю жизнь быть рядом, в
беде или болезни нести тяготы друг друга. Как важно в трудные периоды совместной
жизни помнить об этих торжественных, счастливых и ответственных минутах
соединения с другим человеком и не уставать прощать мелкие обиды, терпеть
несовершенство другого, как мы терпим свое несовершенство, и в продолжение
жизни открывать и любить в нем образ Божий. Ведь истинная любовь, по слову
апостола Павла, долготерпит, милосердствует… не завидует, не превозносится, не
гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не
радуется о неправде, а сорадуется истине; все покрывает… всего надеется, все
переносит (1 Кор. 13, 4-7)».
И конечно, брак как Таинство может состояться только в том случае, если
он с самого начала – и даже еще до начала – будет соответствовать тем
требованиям, которые предъявляет к браку Православная Церковь. Эта каноничность
брака в свою очередь является его твердыней, скрепляющей его силой, без которой
браки, как это показывает жизнь, распадаются или терпят внутренний крах:
нередки охлаждение, ссоры, потеря мира между супругами и т.д. Может быть и так,
что с внешней точки зрения брак сохраняет свою внешнюю форму, но в духовном
смысле он уже перестал существовать. Такое может быть даже при видимом согласии
между супругами: только согласии на что? – общем согласии на беззаконие, грех,
бесстыдство и порок.
Венчание совершается над теми христианами, которые соглашаются жить по
христианским правилам в браке:
- вести церковный образ жизни: соблюдать воскресные дни, праздничные и
посты. В эти дни не иметь супружеского общения;
- рожать и воспитывать детей;
- не делать абортов;
- в любви и близости соблюдать пределы благоприличия, не
устраивать из брака оргию вседозволенности, — одним словом, строить семью как
малую Церковь, по слову святого Иоанна Златоуста».
Комментариев нет:
Отправить комментарий